К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»
тезисы доклада для конференции в рамках международного смотра-конкурса дипломных проектов архитектурно-дизайнерских школ (Новосибирск)

 

В настоящее время, в архитектурной теории пропорция «золотого сечения» устойчиво занимает определенную нишу, детально проработанную многими теоретиками и практиками. Положительное мнение об этой пропорции высказывали такие отечественные авторитеты как Ю.Ф.Виппер, П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, Н.И.Брунов, А.К.Буров, И.В.Жолтовский, А.И.Некрасов, Г.Н.Габричевский и т.д. [ 1 ]. Складывается впечатление, что именно эта часть архитектурной теории, включающая в себя обильные математические выкладки и широкие статистические данные,  является одной самых убедительных и обоснованных. Дело дошло до того, что в научном обороте целого ряда дисциплин (архитектуроведение, искусствоведение, культурология, музыковедение, филология и т.д. и т.п.)  уже много десятилетий устойчиво используются такие понятия как «теория золотого сечения», «теория пропорций», «канон пропорций», «канон гармонии» и.т.д. Однако, в сфере архитектурной практики мы видим ряд парадоксов, которые требуют какого-либо объяснения. Во-первых, несмотря на то, что пропорция «золотого сечения» в природе реально позволяет оптимизировать некоторые процессы формообразования биологических объектов (филлотаксис), в сфере реального архитектурного формообразования практические не используется оптимизационное моделирование, основанное на «золоте». В многочисленных рекомендациях теоретиков, как правило, предлагается использовать «золотое сечение»  только с целью «гармонизации» фасадов и планов. Такой подход основан на абстрактном членении форм, при котором конструктивно-тектонические и функциональные аспекты зачастую игнорируются. Принято считать, что «золотое сечение» каким-то образом «гармонизирует» форму и она становится «приятной для восприятия». При этом фактически нет никаких данных о том, как работает биологический механизм зрительного восприятия. Совершенно непонятно, какой процесс в нем происходит при восприятии «приятной» формы. Очевидно, что если появится возможность понять, как работает этот механизм, то это знание сразу будет использовано в качестве технологии создания «красивых», а, следовательно, хорошо продаваемых вещей. Но, поскольку в настоящее время такой технологии нет, то следует признать, что мы имеем дело не с теорией, а с гипотезой. Еще один парадокс связан с утверждением о том, что  пропорция «золотого сечения» широко использовалась в архитектуре с древнейших времен. Детальный анализ исторических источников показывает, что нет ни одного документа, достоверно подтверждающего это утверждение. Как это ни парадоксально, но первыми такими документами следует считать тексты И.В.Жолтовского и Ле Корбюзье по отношению к их собственному творчеству, которое можно однозначно считать первым фактическим примером сознательного использования пропорции «золотого сечения» в архитектуре. И здесь вновь мы сталкиваемся с парадоксом - казалось бы, вот наконец-то мастера нашли метод формообразования, однако, возникает вопрос - где же множество  учеников, вооруженных «модулором» и «функцией Жолтовского» создающих шедевры и побеждающих на различных профессиональных конкурсах? Кажется, никаких заметных фигур назвать нельзя. Следовательно, следует признать, что эффективность инструментария, основанного на пропорции «золотого сечения» также гипотетична.

Тем не менее, несмотря на множество парадоксов и логических нестыковок, пропорция «золотого сечения» на сегодняшний  день стала неким рекордсменом по количеству наук, в которые она внедрилась - математика, физика, химия, кристаллография, астрономия, биология, бионика, стоматология, кардиология, искусствоведение, архитектуроведение, культурология, политология, менеджмент и т.д. и т.п. Она фактически стала новой междисциплинарной универсальной математической константой, которая, априори, считается самодоказательной.  Внедрение «золота» в научные тексты сегодня выглядит безусловным и несомненным - сотни диссертаций по самым разным направлениям, учебно-методические комплексы в школах и ВУЗах, методические пособия для архитекторов, реставраторов, дизайнеров, художников, стоматологов, пластических хирургов и т.д. и т.п. Популярность понятия «золотое сечение» весьма велика. В русскоязычном интернете по запросу «золотое сечение» можно найти три миллиона источников. По запросу «автореферат кандидата наук золотое сечение» - почти полмиллиона источников.  Столько же источников обнаружено при вводе  набора слов «учебно-методический комплекс золотое сечение». 

По «золотому сечению» сегодня рекомендуется делать почти все - от зубных протезов и беспроигрышной игры на бирже до выстраивания системы государственного управления. В частности, неким апофеозом  продвижения «золота» в жизнь стало распоряжение правительства РФ  №722р, в котором был утвержден план мероприятий по повышению эффективности образования. По этому плану для всех ВУЗов РФ было директивно закреплено «золотое» процентное соотношение между количеством профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого и вспомогательного персонала - 62% к 38%. По всей видимости, по замыслу реформаторов, соблюдение этой пропорции является безусловным, «научно обоснованным», условием развития образования. 

Очень характерно, что «золотая» гипотеза имеет абсолютно-тотальное превосходство, как по количеству исследователей, так и по тиражам. Так, в свое время книга И.Ш.Шевелева была издана тиражами в 15000 (1986 год) и 20000 (1990 год) экземпляров [ 2, 3 ], тогда как образцовая научная работа В.П.Зубова «Архитектурная теория Альберти» в 2001 году была издана тиражом в 600 экземпляров [ 4 ]. Огромным тиражом в 20000 экземпляров была издана «непрофессиональная и претенциозная» [ 5 ] работа Н.А.Померанцевой, которая «нашла» «золото» в искусстве Древнего Египта. [ 6 ]. К разряду непостижимых рекордов можно отнести тот факт, что в 2013 году фантастическим тиражом в 270 000 (!!!) экземпляров была издана откровенно халтурная книга Фернандо Корбалана «Мир математики. Золотое сечение. Математический язык красоты» [ 7 ]. Очевидно, что в данном случае на первый план выступает бизнес, для которого наука, переформатированная в миф, становится инструментом для получения прибыли. Показателен также пример с романом некоего Дена Брауна «Код да Винчи», который был издан в мире на 44 языках общим тиражом более 80 миллионов экземпляров [ 8 ].

Фактически история повторяется и опять, как это полагается, она ничему не учит.  Еще в 1945 году В.П.Зубов отмечал, что «золотое сечение» стало обнаруживаться всюду, а потому утратило тот первоначальный смысл, ради которого оно искалось: оно не могло уже служить критерием между совершенным и несовершенным, между хорошим и плохим» [ 9 ]. Так и сейчас, когда «золото» проникло в миллионы текстов, его стало так много, что оно перестало «блестеть» и превратилось в какой-то фантик.

Стоит отметить, что для представителей точных и управленческих наук, привлекательность пропорции «золотого сечения» и, следовательно, некая ее дополнительная  научная обоснованность базируется на предположении, что эта пропорция считается эталоном красоты. Для представителей же гуманитарных наук, которые с легкостью находят «золото» практически в любом объекте искусства, привлекательность этой пропорции дополняется ее особыми объективными математическими свойствами. Казалось бы, подобное объединение «физиков» и «лириков» должно дать кумулятивный синергетический эффект. Однако, если посмотреть, допустим, на современную профессиональную практическую деятельность архитекторов, дизайнеров и художников, то можно заметить, что использует «золотую» пропорцию весьма малый процент практиков. Причем, нет никакой уверенности в том, что эта чудо-пропорция помогает им успешно участвовать в творческих конкурсах. Проводимый нами опрос ряда мастеров архитектуры РФ показал, что они хоть и знают что-то о какой-то привлекательности «золота», но предпочитают творческие поиски и гармонизацию новых форм производить «на глазок».  Тем не менее, нам известны реальные случаи, когда некоторые творцы, использующие при формообразовании «законы золотого сечения», получали твердую уверенность, что у них получилась действительно красивая форма. При этом, сомнения, высказываемые экспертами по этому поводу интерпретировались как субъективные и, следовательно, заведомо ошибочные. Получается, что если форма создана на основе «объективного» «закона красоты», то субъективные мнения каких-либо экспертов, по сути дела, можно игнорировать.    

Складывается устойчивое впечатление, что гипотеза о высоких эстетических свойствах «золотого сечения» превратилась не только в добротно сделанный инструмент формообразования, якобы гарантирующий успех, но и наукообразный миф, который дает возможность различным ученым достаточно просто «объяснять» многие сложные и непонятные явления. Очевидно, что для теории архитектуры такое положение дел следует считать недопустимым. Назрела необходимость в проведении нового комплексного научного исследования. По всей видимости, для архитектурной науки пропорция «золотого сечения» представляет интерес только в узком историческом плане только в рамках архитектуры 20-го века. Как бы ни было велико количество накопленных на сегодняшний день «доказательств» необходимости использования «золотого сечения» на практике, для ее использования в качестве некоего композиционного инструментария «гармонизации» формы, пока нет достаточных оснований. Возможно, их попросту нет и мы имеем случай, аналогичный изобретению вечного двигателя. Следует отметить, что поиск неких «законов формообразования» очень характерен именно для советского периода. Очевидно, это связано с тем, что тотально господствующая идеология вульгарного материализма категорически не могла признать истинность постулата «дух творит себе формы». Отрицание нематериального,  духовного начала в сфере творческого акта представляется антинаучным. У науки есть пределы, за которыми происходят чрезвычайно сложные процессы, которые невозможно представить в виде каких-либо алгоритмов или моделей. Где-то за этими пределами и находится сфера искусства.  



Список литературы.


1. Радзюкевич, А.В. К вопросу о научном изучении пропорций в архитектуре и искусстве // Ползуновский вестник. - 2014. - № 1. - С. 159-164. - Условия доступа : http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2014_01/pdf/159radzukevich.pdf

2. Шевелев И. Ш. Принцип пропорции. М.,  Стройиздат, 1986.

3. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М., 1990.

 4. Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти. - СПб., 2001.

5. Большаков А.О. Рецензия на работу Померанцевой Н.А. «Эстетические основы искусства Древнего Египта».// Вестник древней истории. 1988. №1.

6. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., Искусство, 1985. 7. Фернандо Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты. / Пер. с англ. - М.: Де Агостини, 2014. - 160 с.

8. Браун Дэн. Код да Винчи. Издательство: АСТ 2014 г.

9. Зубов В.П. Архитектурно-историческое наследие и задачи его изучения. - В кн.: Архитектура. - М.: Государственное архитектурное издательство, 1945. - С. 108-124.


 

Комментарии:
31.01.2017 Ranessa
18.01.2017 Шкатов Владимир Александрович
Золотое сечение - вовсе не простое соотношение частей какого то объекта или процесса. В архитектуре набор инструментов (модулей) основанных на "золотом соотношении" мог применяться не обязательно "в лоб"! То, что мы обнаруживаем при анализе обмеров например, для некоторых храмов Древней Греции, дает нам число 5,239... (отношение ширины стилобата к шагу рядовой колонны). Это число содержит в себе "золотое сечение", но этого не замечают. Но оно есть и имеет вполне понятное обоснование. Это только один пример. "Модульный" подход слишком упрощен для такой системы.
08.08.2016 Сомов Сергей
Понятие "золотое сечение" высосано из пальца и запущено лишь по причине полного отсутствия какого -бы то ни было понимания элементарной математики даже у таких деятелей как Евклид, Архимед, Лука Пачоли, Да Винчи, Ом, Кеплер и иже с ними!! А на самом деле это задачка для 5ого класса советской средней школы!!Т.е ничего сверхъестественного в этом нет и беда всех горе - исследователей лишь в том , что они не понимают элементарного различия между двумя понятиями!!
08.08.2016 Сергей Сомов
Интересная статья!
18.06.2016 Филипп Кимович
Промежуточный (этапный) итог: Золотое сечение (и в архитектуре, и в жизни) - весьма удобное Прокрустово ложе...
Copyright 2010 (c) Artmatlab.ru
Дизайн сайта: Габова Ольга, Создание сайта: www.codevia.ru